За помощью обратилась мама 8-ми летней девочки Маши. Буллинг в школе. Девочку обижали одноклассники, а она не могла постоять за себя.
Мама Маши (назовём её Ольгой) рассказала, что всегда с большим беспокойством относилась к взаимодействию дочери с другими детьми. Она вспомнила, как кидалась защищать своего ребёнка на детской площадке, когда Маше было 2 года.
Ольга не водила дочку в детский сад, опасаясь того, что, пока её не будет, Машу могут обидеть другие дети. Несмотря на конфликты с мужем, который считал, что ребёнку необходимо посещать дошкольное учреждение, чтобы социализироваться и подготовиться к школе, Ольга держала дочь при себе.
Настало время отдавать ребёнка в школу. Ольга заговорила о домашнем обучении, но муж был категорически против. Пришлось уступить. Маша пошла в первый класс. Ольга очень переживала за Машу. У неё возросла тревожность. Начались головные боли. Маша тяжело адаптировалась в школе, часто болела. Когда дочь оставалась дома, состояние мамы улучшалось. Но с возвращением ребёнка в школу всё начиналось снова.
Из-за робости, необщительности и частых болезней Маша не смогла влиться в коллектив. Дети не предлагали ей дружбу. А она боялась подойти и попроситься в игру, хотя ей очень этого хотелось. Маша всегда держалась в стороне, поэтому казалась детям странной, и они стали пошучивать над ней. Девочка обижалась, плакала, но не могла постоять за себя. Ребятам, особенно мальчишкам, стало интересно её доводить. Машу называли «плаксой», «нюней», «слабачкой».
Ольга обратилась к учителю за помощью, но та её не поддержала. Не найдя способа повлиять на ситуацию, чтобы защитить дочь, Ольга перевела её в другую школу. Но там история начала повторяться. Тогда она решила обратиться за помощью.
В общении с Ольгой меня сразу насторожило состояние, из которого она рассказывала о ситуации с дочерью. Она была погружена в себя и страдала, будто бы это всё происходило с ней, а не с её ребёнком. Я спросила, как строились её отношения с детьми, когда она была в возрасте Маши. Ольга расплакалась.
Она рассказала, что до школы была общительным ребёнком, ходила в детский сад. Всё было хорошо. А в первом классе Оля попала в неприятную ситуацию, из-за которой ребята стали насмехаться над ней. Учитель и родители никак не отреагировали на происходящее, и маленькой Оле пришлось справляться самой. Не сумев защитить себя от нападок, она закрылась, перестала общаться с одноклассниками. Так продолжалось до конца первого класса. К счастью, летом семья переехала в другой город.
Я поинтересовалась, какие чувства Ольга испытывает сейчас, вспоминая о той ситуации. Обида, бессилие, беззащитность. Всё ясно. Маленькая Оля до сих пор ждёт помощи. Может быть, поэтому взрослая Ольга так стремилась уберечь свою дочь от общения со сверстниками? Защищая Машу, она на самом деле защищала маленькую Олю? Но каков результат? Оля по-прежнему ждёт помощи. А Маша при таком участии мамы в её жизни сама стала беззащитным ребёнком и жертвой буллинга.
Я предложила Ольге, в первую очередь, осуществить работу по спасению маленькой Оли. Погрузившись в ситуацию детства, мы выяснили, что насмешки ребят вызывали у неё злость. Проявив свои чувства в образах, Ольга, наконец, почувствовала свободу от напряжения, которое, как оказалось, всю жизнь преследовало её в общении с коллегами по работе.
Из образа Любящего родителя Ольга смогла оказать необходимую поддержку и дать то, что так было нужно маленькой Оле, и что ей не смогли дать окружающие её в то время взрослые, – защиту. Вместе с чувством защищённости к девочке вернулась сила и уверенность в себе. Теперь она сможет постоять за себя.
После этой сессии Ольге стало намного легче реагировать на то, что происходит с её дочерью. Она осознала, какой «вклад» внесла в сложившуюся ситуацию и поняла, что многое сейчас зависит от того, как поменяется её отношение к ребёнку.
Далее была терапевтическая работа с Машей над способностью справляться с собственными эмоциями, развитием уверенности в себе и коммуникативных навыков. Одновременно я помогала Ольге трансформировать своё восприятие Маши и наладить взаимодействие с ребёнком по-новому. Ольге нужно было научиться давать дочери адекватную поддержку в сложившейся ситуации. К счастью, ребята в новой школе приняли Машу. Учительница тоже выразила желание помочь девочке.