Главная 2024 «ТЫ СИЛЬНАЯ, ЕСЛИ ТЕРПИШЬ БОЛЬ»

«ТЫ СИЛЬНАЯ, ЕСЛИ ТЕРПИШЬ БОЛЬ»

Автор Раиля Маратовна

Работа с детским решением методом ЭОТ.

В ранние годы ребенок исследует мир, а помогают ему в этом близкие. Показывают, как можно и как нельзя, как принято, а как неприемлемо. Окутывают любовью, да только проявляют эту любовь по-своему, как их научили: уделяют внимание, хвалят, или ругают, наказывают, а, возможно, игнорируют. Так ребенок принимает о себе решение.

Пример: Я больше ничего не попрошу, я сам о себе позабочусь”.
“Я никогда ничего не сделаю правильно”. “Я глупый̆”.
“Я покажу им, что я так же хорош/хороша, как и любой̆/любая мальчик/девочка”.

Существует бесчисленное множество вариантов решений, и на основе этого решения ребенок начинает планировать жизнь, писать свой сценарий. Установки, запреты, правила, ценности, модель поведения – все это закрепляет выбранный путь. И вот уже на этом пути магическим способом появляются одни и те же люди, обстоятельства, события…

Клиентка А., 37 лет, разведена, дочь, аутоиммунное заболевание ЖКТ. Находится в длительной терапии, на первой встрече озвучила в качестве запроса отношения с собой (восстановление личностной целостности), отношения с мужчинами, отношения с родителями.

  • 5 сессия, длилась 1 час.
Запрос: сегодня хочу разобраться со своим страхом физической травмы, чрезмерной аккуратностью в занятиях спортом (танцы).

Погружение в чувство страха и ситуацию, когда клиент испытывал страх на занятиях спортом: на танцах девочка упала, я смотрю на ее руку и понимаю, сломала. Мне страшно и радостно, я знаю как это больно, но это не со мной. (молчание) Я вспомнила! Такое же чувство, 3 года назад я заболела, у меня на теле были гнойные раны, меня положили в больницу и лечили, не учитывая мое заболевание (аутоиммунное заболевание ЖКТ), мне больно, мне страшно, за что эти страдания. Открылось кровотечение желудка, меня перевели в другую больницу в нужное отделение. А когда вылечили, я еще и ковидом заболела. 
Я боюсь, мне очень страшно, я не хочу (капают слезы).

Терапевт: как выглядит та часть тебя, которая боится и не хочет?
Клиент: слабая.
Терапевт: представь ее на больничной кушетке перед собой.
Клиент: я как червяк, слабая, униженная, вся перевязанная. Страдания, грамоту за них хоть получи, а зачем мне она, не хочу! (слезы)
Терапевт: спроси у образа, а что она хотела, будучи слабой?
Клиент: внимания… родители приходили, с мужчиной завязывались отношения, но он не приходил, и во время болезни отношения сошли на нет. Мама больше с врачами общалась, папа суп приносил. Он болел раком, справился и говорил, что я через боль, через «не могу» должна вставать, ведь он вставал, когда боролся с раком. И он так говорит и относится ко мне, как к братану (слезы).
Терапевт: плачь, можно быть слабой.
Посмотри на кровать, где ты, как червяк лежишь, слабая, рядом на стульчике папа. Представь в виде образа все его «надо», «должна», «будь сильной», его отношение как к братану. Что это?
Клиент: кубик.
Терапевт: рядом коробка, клади в коробку, что еще?
Клиент: мячик.
Терапевт: хорошо, умничка, все мальчишеские игрушки складывай и возвращай папе.
Клиент: боюсь. Боюсь, что любить не будет (рыдает).
Терапевт: а ты спроси, вот он на стульчике сидит.
Клиент: отвечает, что все равно любит.
Терапевт: возвращай со словами: я возвращаю тебе, я могу быть слабой, и я справлюсь с болезнью. Я знаю. И я знаю, ты так заботился обо мне. Спасибо.


Клиент выдыхает.

Терапевт: посмотри на больничную кушетку, что с образом?
Клиент: она не червяк, но она страдает, перевязанная.
Терапевт: униженная, перевязанная, представь это чувство в виде образа, первое, что пришло в голову.
Клиент: комок, противно, неприятно.
Терапевт: он у тебя на руке, смотри на него, внимательно, какие чувства вызывает?
Клиент: противно!
Терапевт: как эксперимент, просто попробуй, расковырять его, из чего он состоит, чтоб я лучше тебя понимала и тоже представила.
Клиент: так это просто грязь, комочки пыли, и не противно совсем. Обычная грязь. О! внутри монета, блестит, желтая, наверное, золотая.
Терапевт: молодец! А скажи монете, я разрешаю проявить свой потенциал.
Клиент: это свет.
Терапевт: направь его на образ перевязанной. Что происходит?
Клиент: ей становится лучше.
Терапевт: прояви к ней заботу, скажи, что она справится с болезнью, ты это знаешь, ведь ты ее будущее.

Клиент выдыхает.

Терапевт: А., скажи, а как выглядит та, которая приняла решение страдать? 
Какая она, которая решила, что заслужит внимание, даже если это ее убьет? (гипотеза пришла на основание прошлых сеансов, собранной информации про аутоиммунное заболевание) 
Ты открываешь дверь и в другой комнате она, опиши.
Клиент: пухленькая, маленькая Я, а одноклассница худенькая, хрупкая, все время болеет, около нее врачи, мама заботится. 
Терапевт: подойди к ней, присядь на корточки, посмотри и скажи – ты хорошенькая, я позабочусь о тебе, со мной тебе будет безопасно, мы будем отдыхать, играть, гулять, есть мороженное. И тебе не нужно быть худенькой и хрупкой, чтоб получать внимание. Я тебя люблю.
Клиент: улыбается, но не верит полностью.
Терапевт: почему? Спроси ее.
Клиент: Ты сильная, если терпишь боль.
Терапевт: кто сказал?
Клиент: мама, я шла с ней, за руку, она болела, ей было тяжело, но из-за меня шла. Я виновата (рыдает). Она могла остаться дома и отдыхать, лечиться, а из-за меня больная шла.
Терапевт: А., повернись, перед тобой дверь, ты открываешь, там маленькая А. стоит с мамой, за ручку. Подойди к ней, и скажи – ты не виновата, это мама решила идти, она взрослая и несет ответственность за себя и свое здоровье. Ты не сильная, когда терпишь. Ты это ты, она это она, ты другой человек и ты можешь принимать свои решения.
А. соглашается, льются слезы, выдыхает.
Терапевт: возвращаемся к пухленькой, маленькой А., посмотри на нее, скажи – я вижу тебя, я люблю тебя, я выросла из тебя, и я буду о тебе заботиться, мы будем отдыхать, играть, гулять, есть мороженное сколько захотим.
Верит?
Клиент: да, теперь верит, мы идем за ручку по тропинке.
Умиротворение.
Терапевт: почувствует каждой клеточкой своего организма это чувство умиротворения, запомни его, ты всегда можешь к нему вернуться. (молчание)
Можем на этом закончить?
Клиент: да.

Несмотря на то, что сценарий передается из поколения в поколения, через предписания, ценности и устои, человек может его переписать. Как? Примите себя, полюбите, защитите. Вы и только вы решаете какой сегодня пойти дорогой.

С благодарностью к методу ЭОТ и автору метода НД Линде;

С уважением к книге Гулдинг М., Гулдинг Р. «Психотерапия нового решения».

0 комментарий
1

Похожие публикации

Комментировать