Клиентка обратилась с запросом избавиться от страха входить в метро, который начался после того, как 22 марта 2024 г. она пошла с мужем на концерт в «Крокус Сити Холл» и стала свидетельницей теракта. Когда раздались автоматные очереди и крики «пожар», люди побежали из здания, и клиентка с мужем сумела выбежать через выход, который вёл прямо к метро, и теперь сам вид метрополитена вызывал у неё паническую атаку, хотя самых страшных сцен этого события она не видела.
– Что вы чувствовали тогда? В какой момент эти чувства были сильнее всего?
– Страшнее всего было, когда люди столпились на эскалаторе. Я могла только догадываться, что происходит, но отчётливо понимала, что мы можем сейчас погибнуть. Я не чувствовала своего тела и как бы наблюдала его со стороны. Мы с мужем держались за руки, но на нас наваливалась толпа, и я боялась, что мы окажемся оторваны друг от друга и потеряемся.
Ощущения она описала так: «В груди как будто что-то стягивает, и колени трясутся». Образ первого ощущения выглядел не то, как нити, не то, как фиолетово-чёрные водоросли, образ дрожи не визуализировался. Поскольку нити, по моему наблюдению, чаще всего символизируют родственников, я предположила, что спазм в груди возник из-за того, что клиентка хотела спасти (как бы спрятать внутри себя) своего мужа. Огромный стресс она пережила из-за того, что была угроза потерять друг друга в толпе. Также она чувствовала гнев на мужа, который не сразу побежал, а некоторое время чинно шёл по коридору, словно пренебрегая её призывами. Досада от его медлительности ощущалась как шип от розы в середине грудной клетки.
Мы начали с исследования верёвок-водорослей.
-Что они стягивают? Что пытаются сохранить?
-Сердце. А ещё я вижу там мужа.
– Водоросли, сколько вам лет?
– Шестнадцать.
-Было ли у вас подобное ощущение в 16 лет?
-Да, в 16 лет у меня была подруга, к которой я была очень привязана. Она грозила суицидом, и я боялась за неё, а потом она познакомилась с молодым человеком и исчезла из моей жизни. Тогда у меня был похожий спазм, так как я хотела спасти её. Ощущение шипа в груди тоже связано с этой подругой. Оно возникало, когда в ответ на мою поддержку она проявляла пренебрежение (муж так себя не вёл, но, когда он, невзирая на мои крики, не побежал, я почувствовала то же самое, что с той подругой).
Шип (образ пренебрежения) был возвращён подруге. Вместо этого вернулись спокойствие и уверенность, которые выглядели как «небо после рассеявшихся туч».
Далее она вошла в образ своего мужа, чтобы лучше понять, что он чувствовал, находясь с ней на эскалаторе. В отличие от себя, она ощутила в нём не страх и желание бороться за жизнь, а совершенно иное.
-Печаль из груди словно разливается по моим рукам и ногам и сковывает меня, не давая двигаться. Я чувствую не страх, а грусть и смирение. То, что произошло со мной тогда, напомнило мне, что всё тщетно. Бороться бесполезно.
-Почему вы не бежите?» – спросила я.
-Боюсь выглядеть глупо. Повсюду камеры: заснимут, как я в панике бегу, и будут смеяться.
-Кто будет?
-Одноклассники.
-Отсоедините от себя эти печаль и смирение, которые не дают вам двигаться. Как это выглядит?
-Это похоже на чёрное пригоревшее масло, какое бывает на противне.
-Нефть что ли?
-Нет, масло, но по цвету, как нефть.
Далее выяснилось, что чёрному маслу 14 лет, и оно принадлежит матери мужа клиентки. В этом возрасте одноклассники потешались над ним, но обращаться за помощью не было смысла: мать переводила все разговоры на темы о Боге, обещала поговорить в церкви с батюшкой и помолиться за сына.
-Похоже, что чёрное масло – это женская энергия. Верните её маме. Как вы себя чувствуете при этом?
-Появляется активность.
-А как выглядит ваша мужская энергия?
Далее я предложила сделать упражнение «Инь-Янь».
-Мужская энергия светлая. Она порождает свет. Я чувствую, что меня охватывает гнев. Плечи мои расправились, появились силы, и теперь я готов бороться!
Затем сын отдал матери внушение (оно оказалось в виде старых тряпок), что бороться бесполезно, а надо лишь положиться на волю божью, и отдал одноклассникам вред (видеозаписи и насмешливые крики). «Мои руки и ноги свободны. Теперь я воспринимаю слова жены и бегу с ней со всех ног. Мне всё равно, кто как на это смотрит. Я мужчина и буду защищать жену».
-Выйдите из образа мужа. Можете ли вы теперь передать ему ответственность за него?
-Передала.
-Посмотрите теперь на водоросли.
-Они посветлели и рассыпались в разные стороны. Теснота в груди проходит.
-Что возвращается к вам вместо спазма, который удерживал внутри вас вашего мужа?
-Это уверенность. Она похожа на ромашки.
Клиентка приняла в себя эти цветы в качестве ресурса. «Спазм в груди прошёл» (ощущение отделения от тела прошло ещё в ходе работы в образе мужа).
-Заберите теперь у мужа ответственность за свою жизнь.
-Страшно. Лучше оставить её у него.
-Вы до сих пор с ужасом думаете, что было бы, если тогда, на эскалаторе, вас действительно бы разъединила толпа. Но если у каждого из вас была бы ответственность за свою жизнь, вы всё равно бы спаслись.
-А ведь действительно! Я сейчас взяла у мужа ответственность за свою жизнь и почувствовала, что могу спокойно идти в метро! Потому я и не могла поехать, что ответственность оставалась у него!
-Проверьте, не осталось ли чего-то вашего там, в «Крокус Сити Холл»? Не хочется ли вернуться обратно? (последний вопрос задавался на случай, если присутствует чувство вины, невыполненного долга). Клиентка ответила, что ситуация представляется ей законченной.