Созависимость – модель отношений, в которых каждый из партнёров входит в пару согласно своему внутреннему детскому сценарию. Травмированные части личности, каждая из которых находится в своей травме, пытаются выйти из травмы и из сценария за счёт партнёра и его детского сценария. Поскольку эти сценарии неосознанны, части личности травмированы, а другой партнёр не может исцелить травму, то отношения в паре, как правило, имеют ряд распространённых проблем: конфликты, ссоры, скандалы, отчуждение, нежелание общаться, скука с партнёром, отсутствие сексуальных отношений, отсутствие эмоциональной близости, доверия.
Задача терапевта при работе с такими запросами заключается в первую очередь в том, чтобы найти травматичный сценарий каждого из партнёров и отсоединить его от сценария другого.
Клиенты: пара 34 и 35 лет, в браке 2 года. Жалуются на частые ссоры, конфликты, приступы агрессии и истерики со стороны женщины. Мужчина не знает, как ему правильно с ней вести, теряется, не понимает. Оба заинтересованы в отношениях, в сохранении отношений, хотят детей. Оба готовы как индивидуальную, так и на групповую терапию.
В прошлом у жены было двое отношений с женатыми мужчинами, у мужа был брак, который распался по обоюдному согласию.
Запрос жены: справляться с приступами агрессии и истериками.
Запрос мужа: понимать, как реагировать на агрессию жены.
Работа с женой.
Было проведено 4 сессии.
Образ агрессии: Большой энергетический шар с молниями внутри. Находится между мужем и женой, ближе к жене.
Из образа шара: «Я её защищаю, не подпускаю его к ней. Он может сказать или сделать что-то болезненное».
-Кого шар защищает?
-Девочку 4 лет.
Когда клиентке было 4 года, родители развелись. Папа был тёплым, любил дочку. Мама холодная и отвергающая. После развода с мужем мама стала «замороженной» и бесчувственной. Дочь отвергала, не допускала близости, объятий, при этом много требовала, критиковала, готовила её к самостоятельной и независимой жизни.
Две сессии работали над сепарацией с мамой. Девочка с одной стороны чувствует её холод и давление, с другой – переживает за неё, за её эмоциональное состояние.
Поскольку мама вытеснила все чувства, ребёнок их принял, внутри девочки оказалась и горюющая мама по мужу и по своему отцу, который ушёл от её матери, и чувство вины за развод родителей, и много гнева и критики, отвержения женственности и непринятие мамой пола ребёнка.
Девочку от всего освободили, вернули ей все ресурсы про женственность и детские части личности.
2 сессии работали над сепарацией с папой. Помогли девочке прожить горечь утраты (она его больше не видела после развода), убрали идеализацию, разъединили её с его внутренним ребёнком (мальчиком, который нуждается в любви, но не может её получить ни у мамы, ни у жены), приняли его образ таким каким он есть, дали возможность девочке принимать любовь от него, доверять ему.
Таким образом, произошло разъединение фигуры мужа с образом мамы, от которой девочка хотела получать любовь, но при этом все время вынуждена была защищаться, и с образом папы, который может бросить и исчезнуть, и возвращение жены в её взрослое женское состояние.
Работа с мужем.
Работали 2 сессии.
Образ агрессии: образ отца.
-На кого он злится?
-На маму.
-Кто его боится?
-Ребёнок в черной комнате.
Отец появился в жизни ребенка в 6 лет. Когда мама забеременела, он отказался жениться и признавать ребенка, уехал. Женщина на ранних сроках беременности начала отношения с другим, вышла замуж за него, он не знал, что ребенок не его, до 6 лет ребенок считал его своим отцом. Брак был не счастливым. Вскоре вернулся отец, родители поженились. Но отец оказался холодным, раздражительным, между ними так и не возник близкий контакт.
Ребенок в тёмной комнате – внутриутробные переживания младенца по поводу своего одиночества. Внутри много маминого гнева на папу.
Освобождение ребёнка от истории родителей позволило ему вернуть свои ресурсы жизни, свободы и радости.
На 2 сессии была работа с образами отца и отчима. Из образа отца пришло осознание, что у него внутри много гнева на свою мать – она холодная и отвергающая, он всю жизнь пытался заслужить её любовь и принятие. В ответ было много критики. Он сильно переживал и плакал после общения с ней, даже уже во взрослом возрасте.
Отчима поблагодарили, приняли его любовь и поддержку. Отцу разрешили выразить гнев его матери, разрешили ему увидеть своего внутреннего ребенка своими глазами, а не материнскими, не проецировать его на сына. Разрешили отцу не дистанцироваться от сына, признать свое чувство вины, вернуть вред и попросить прощения.
Внутренний ребёнок клиента увидел реальный образ отца, без его защиты в виде агрессии и критики, понял мотивы его поведения. Ребенок смог вернуть себе чувство достоинства и мужественность.
Таким образом, произошло разъединение образа жены с мамой, которая подавляет гнев на отца, а значит и на сына, и с отцом, который испытывал чувство вины с одной стороны, с другой – не мог это признать и проявлял себя как требовательный властный отец. Клиент смог увидеть в ней женщину, почувствовать себя мужчиной.
Когда партнёры видят друг друга из взрослых сильных позиций, нет необходимости защищаться. Каждый из них в своей сессии увидел, что может легко сблизиться, доверять, быть в близком и тёплом контакте с партнером.
Выход из своего детского сценария позволил каждому партнёру отцепиться от «сцепки» созависимости детской части и поиска родителя в партнёре, который должен решить проблемы детской части личности, выйти на свою взрослую позицию, и из этой позиции взаимодействовать с партнёром, говорить о своих чувствах, желаниях, потребностях.
Результат: Накал ссор и истерик значительно снизился. В данный период партнеры посещают парную терапию, направленную на развитие коммуникаций в паре.