Проработав в школе более 10 лет педагогом-психологом, я столкнулась с теорией Американского педагога и психолога Рудольфа Дрейкурс, в которой говорилось о том, что существует 4 мотива, по которым дети «плохо» себя ведут:
привлечение внимания,
власть,
месть,
избегание (страх) неудачи.
А на курсе по Внутреннему ребенку Тамара Петровна Смирнова подробно раскрыла саботажные модели. Я увидела пересечение с педагогикой и потом подтверждение у своих юных клиентов. Метод ЭОТ помог мне расширить свои знания и через терапию помочь выстроить гармоничные отношения в семьях подростков. Разберем 2 модели, когда ребенок ведет себя «не так», а точнее проявляется его внутренний саботажник.
1. Месть. Поведение, суть которого «Вредить в ответ на обиду». Это сигнал о том, что ребенка обидели и не заметили. Запрос был на то что бы «починить» ребенка. Провоцирует родителей, делает все назло, доводит до скандала. Через диагностический рисунок «Семьи животных», выясняется, что отец бьет ребенка. И единственное желание молодого человека было «убить отца», потому что защитить себя он не мог, а мама отходила в сторону. В образах встречался гигантский монстр (агрессор), а травмированная часть в виде младенца, который боится, что его раздавят. В жизни ребенок часто убегал от родителей, вызывая злость, переходящую в чувство вины. В терапии признали чувства ребенка, отреагировали и вернули "вреждения" (термин введён Смирновой Т.П.) отцу в виде черных насекомых. Нашли внутреннюю сильную фигуру, которая может его защитить и через проигрывание истории с пластилином дали отпор агрессору. В итоге состояние мальчика стабилизировалось. Перестал убегать. Сейчас еще в терапии.
2. Избегание неудачи. Поведение, суть которого – «Не буду и пытаться – всё равно не получится». Модель жалости, как способ получать поглаживания. Эти тихие послушные дети, просто ничего не решают и не стремятся к этому, потому что боятся вновь столкнуться с ощущением полного своего ничтожества. «Я знаю, у меня, как всегда, всё равно ничего не получится». Из запроса: девочка, 15 лет в преддепрессивном состоянии. Лежит и ничего не хочет делать, нет сил. Образы: ребенок в большом кармане великана. Его не замечают и не видят. Как оказалось, у папы большие ожидания и требования к девочке. Хочет, чтобы она была такой же успешной, как старшие дети. Механизм запустился в 5 лет, когда мама с папой разъехались, и девочка приняла решение, что это из-за нее, что она недостаточно хороша, что бы папа ее любил. В то время мама впала в депрессию и ее поддерживали ее родители. Закрепился механизм, когда я «страдаю», меня жалеют, а это равно любят. В терапии: дали поддержку внутреннему ребенку, сказали: «Ты важен и ценен. Ты можешь быть собой!». Через образы вернули ожидания папе и дали разрешения родителям любить ребенка безусловно, увидеть ее таланты. После этого девочка вышла из кармана, а великан превратился в папу. В итоге у девочки нормализовалось эмоциональное состояние, научилась говорить о своих чувствах и переживаниях. Легче стала переживать неудачи в школе, стала более проявленной, защитила творческий проект. Терапия продолжается. Мама к терапии не готова, но включена и заинтересована процессами дочери.
Строить терапию с саботажной фигурой с разными мотивами необходимо по-разному. Следует обратить внимание на то, что в любом проявлении в первую очередь нужно ресурсировать здоровую часть и уже потом искать причину саботажа. Ведь каждое проявление служит защитой от внешнего воздействия, с которым столкнулся ребенок.