Деньги, финансы, доходы. У кого-то эта тема ассоциируется с возможностями, благополучием, достатком. Но бывает и так, что эта тема вызывает беспокойство и душевную боль. В этой статье, на примере работы с клиентом, рассмотрим внутренние причины избегания, когда деньги или даже мысли о возможных деньгах вызывают отторжение и страх.
Ко мне за помощью обратилась Светлана (имя изменено), ей 31 год, работает психологом и имеет свою небольшую, но активно развивающуюся частную практику.
Далее, с разрешения клиента, привожу выдержку из нашей консультации:
– Светлана, с чем хотите поработать сегодня?
– На днях мне нужно было выступить посредником и передать крупную сумму денег. Всё прошло хорошо, и не было каких-то очевидных поводов для беспокойства. Но сейчас, когда говорю об этом, у меня трясутся руки и колотится сердце. Чувствую себя каким-то мошенником, страшно. Даже не могу представить, что смогу когда-то заработать такие деньги, хотя конечно я к этому стремлюсь.
– Представьте спонтанно в виде образа, кто внутри вас боится?
– Видится чертёнок с маленьким трезубцем.
– Интересно, а что он чувствует и чего хочет?
– Чертенок говорит, что он боится и защищается, а трезубец нужен, чтобы отгонять всех от себя.
Тут Светлане вспоминаются 2 ситуации.
Первая ситуация случилась около 10 лет назад. Родители обвинили её в пропаже крупной суммы денег, хотя она их не брала и к пропаже не была причастна. Но родители ей не поверили.
А вторая ситуация была ещё в начальной школе. У соседки по парте пропали канцелярские принадлежности (ручки, карандаши и т.д.) и их нашли у Светланы в портфеле, при этом она их не брала и не знает, как они там оказались. Под давлением учителя маленькой Свете пришлось извиниться перед этой девочкой за то, чего она не делала.
Я предложил Светлане сказать чертёнку следующие разрешающие послания: «Я не буду тебя ни в чем обвинять, потому что ты ни в чем не виноват. Я тебе верю, я рядом и полностью поддерживаю тебя».
Светлана почувствовала, что сердце начало оттаивать к чертёнку. Он бросил свой трезубец, а затем чумазый и грустный заплакал и превратился в девочку с хвостиками. Светлана позволила этой девочке плакать и проявлять свои чувства столько, сколько нужно. С девочки стекла вся чернота вместе со слезами и девочка уже стала сама собой. Светлана приняла эту девочку как часть своей личности, а в теле почувствовала облегчение.
Но это была лишь часть работы, связанная с первой ситуацией в школе.
– Что сейчас чувствуете к той ситуации с родителями, когда вас обвинили в пропаже денег?
– Какое-то сдавленное ощущение в груди, пока не могу точно понять.
– Представьте это чувство в виде образа. Что первое приходит в голову?
– Льдинка на сердце, а в ней мои замороженные чувства.
– Предлагаю разрешить этой льдинке проявить те чувства, которые в ней заморожены, что тогда будет происходить?
– Льдинка начала таять, превратилась в лужицу. Затем эта лужица постепенно испарилась.
– Интересно, а как себя чувствует сердце?
– Сердце стало больше, оно освободилось, чувствует себя приятно и гармонично.
После этого Светлана приняла свой новый образ сердца, почувствовав приятное тепло в центре груди.
Проверка исходной ситуации показала, что теперь Светлане спокойно вспоминать о передаче крупной суммы.
В этом случае триггером стала как сама сумма, так и то, что её нужно передать, что она не принадлежит Светлане. То есть, на бессознательном уровне, включился страх, что снова могут в чём-то заподозрить, обвинить и не поверить.
Также в этой консультации были выявлены и другие сложности, связанные с восприятием денег и карьерного роста, с которыми Светлана продолжила работать на последующих консультациях.